Ноль отходов или zero waste — словосочетание уже не только привычное, но и разбившее потребителей на три лагеря: тех, кто считает, что ноль отходов — это главная экологическая цель нашей жизнедеятельности, тех, кто считает, что это все выдумки экофриков, и тех, кому вообще все равно. Последних, кстати, пока больше всего.
Что же такое «ноль отходов» и какие аргументы используют представители первых двух групп, чтобы доказать свою правоту?
Zero waste — это концепция подхода к образу жизни и форматам потребления, когда человек стремится производить как можно меньше отходов, и в идеале свести их к нулю. Это и есть главный камень преткновения.
Противники Zero waste считают, что жить, не производя отходы вообще — невозможно, поэтому цель «ноль отходов» недостижима. Например, все равно будет выходить из строя обувь, одежда, образовываться очистки от картофеля и бананов, упаковка от продуктов питания, осадки сточных вод опять же. Фены ломаются, мочалки рвутся, книги истрепываются. И запланированное устаревание повсюду, куда ни посмотри.
Последователи концепции Zero waste приводят в пример себя и свои отходы, которые у некоторых помещаются в небольшой пакетик, даже если их собирать целый месяц.
Противники говорят, что тогда снижается качество жизни и они не хотят отказываться от комфорта, приобретенного нами с развитием цивилизации.
Кто же прав и как следует себя вести современному потребителю, который хочет одновременно и быть ответственным, и жить в комфорте? Как обычно, истина посередине.
Представьте себе человека, который хочет как можно дольше быть здоровым и выглядеть моложаво. Природу не обмануть и старости не избежать, однако, благодаря заботе о себе, эмоциональной и физической гигиене, правильному питанию и т.п. действиям процессы старения можно затормаживать, делать их менее тяжелыми, сохранять активность до последних дней.
По такому же принципу работает концепция «ноль отходов».
«Ноль отходов» тесно связано с понятиями устойчивого развития и циклической экономики, потому что в циклической экономике как раз и заложен вектор на то, чтобы отходов образовывалось как можно меньше. При этом любой отход вроде бы и не отход вовсе, а входящее сырье для нового продукта. Как сыворотка после приготовления домашнего творога: можно вылить в канализацию, а можно испечь блинчики.
Один из важных принципов циклической экономики, сопряженных с «ноль отходов» — это максимальное сохранение материала в товаре от момента производства до момента переработки. На практике это означает, что любым товаром мы пользуемся как можно дольше, независимо от того, джинсы это, туфли, фен или упаковка. Товары должны быть долговечными, пригодными к ремонту, а в конечном итоге — к переработке во что-то новое, и даже более ценное.
Циклическая экономика, в свою очередь, является одним из краеугольных камней устойчивого развития, при котором общество так распоряжается ресурсами планеты, чтобы нашим потомкам Земля досталась как минимум в таком же состоянии, как мы ее получили, а желательно — даже в лучшем.
К сожалению, в современном обществе потребления стало очень сложно следовать этому принципу.
Производителям хочется неуклонного экономического роста, и они стимулируют потребление. Людям хочется все время новых впечатлений и приятных эмоций. Для этого они покупают все новые и новые товары. Правительства не до конца понимают, как удовлетворить потребности тех и других, и при этом обеспечивать охрану окружающей среды и сдерживать глобальное потепление.
Чтобы следовать концепции «ноль отходов», необходимо увидеть общие интересы и объединить усилия производителей, потребителей и государства. Роль государства состоит в том, чтобы
- обозначить такие «правила игры», которые бы стимулировали бизнес применять ресурсосберегающие технологии и выпускать долговечные, пригодные к ремонту товары длительного пользования в минимальной перерабатываемой упаковке,
- смещать акцент с роста потребления товаров на потребление услуг,
- проводить экологическое просвещение и информирование всех членов общества, поощрять ответственное потребление и создавать для этого возможности.
Роль бизнеса — следовать заданным правилам, находя баланс между экономическими интересами компании и экологической безопасностью для окружающей среды.
Отдельно хочется сказать про роль потребителя.
Многим потребителям кажется, что их «малые дела» и ежедневные выборы в пользу экологичных покупок, хождению со своей бутылкой или участия в раздельном сборе — это капля в море, которая ничего не решает. На самом деле это не так.
Так уж сложилось, что производители и потребители тесно связаны, и запрос потребителя на тот или иной продукт или услугу ведут производителя в его развитии. Современный маркетинг умеет формировать у покупателя избыточные и даже нездоровые потребности, и противостоять этому можно только с помощью распространения знаний о том, как перепотребление влияет на состояние окружающей среды.
Делая свой повседневный вклад в правильное обращение с ресурсами и показывая пример другим людям, мы можем «заражать » концепцией Zero waste все больше и больше людей, и капли сольются в океан.
Эксперт Ассоциации "РазДельный Сбор", Гаркуша Анна Игоревна